Макарова Ольга Константиновна,педагог дошкольного образования (воспитатель)

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте

i?id=2b4d4e98363366552bad6806d38d64895cfdaa39-6371016-images-thumbs&n=13Методическая рекомендация

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и  стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Работа по развитию  движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки. -Разминать пальцами пластилин, глину. -Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики -Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался). -Делать мягкие кулачки, которые можно легко  разжать и в которые взрослый  может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.-Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой. -Показать отдельно только один палец - указательный, затем два(указательный и средний), далее три, четыре, пять.- Показать отдельно только один палец – большой- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.-Махать в воздухе только пальцами. -Кистями рук делать «фонарики»-Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.-Собирать все пальчики в  щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались). -Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.-Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).-Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре. -Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками. -Закручивать шурупы, гайки. -Игры с конструктором. -Складывание матрешек. -Игра с вкладышами. -Рисование в воздухе. -Игры с песком, водой.-Мять руками поролоновые шарики, губку. -Рисовать, раскрашивать, штриховать. -Резать ножницами. -Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д/)

Апельсин

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает) Много нас — а он — один Эта долька — для ежа  (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке) Эта долька — для чижа Эта долька — для котят Эта долька — для утят Эта долька — для бобра А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти)

 Гроза Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу) Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбега­ются пауки) Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук) Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе). Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук) Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы при­жаты к ладони). В небе молния сверкает, (нарисуйте пальцем в воздухе молнию) Гром все небо разрывает. (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши) А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами) Вновь посмотрит нам в оконце!

Пальчик — мальчикi?id=bb3cd7884ee6ab1b1322eda605f2e0af59a90691-9065825-images-thumbs&n=13

-Пальчик-мальчик, где ты был?  (показать большой палец) -С этим братцем в лес ходил, (поочередно соединять большой палец с остальными) -С этим братцем щи варил, -С этим братцем кашу ел, -С этим братцем песни пел.

 КомпотБудем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают») Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, слив положим и песок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого). Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»).

Упражнения с бумагой:

мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния), рвать (развитие соотносящих движений) — захваты­ваем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. делать аппликации из бумажных шариков (смять бу­магу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного за­хвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку пра­вильный способ выполнения этого упражнения.

Игры-шнуровки

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), развивается пространственное ориентирование, что способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; а это в свою оче­редь влияет на формирование головного мозга и станов­ления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. В настоящее время все большее внимание привле­кают нетрадиционные формы и средства работы с детьми. Су-джок терапия — одна из них, («Су» — по корейски — кисть, «джок» — стопа). Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су — джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура зна­чительно улучшает мелкую моторику рук. Применя­ются Су-Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а мас­сажные кольца надеваются на пальчики.

С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на раз­витие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, спо­собствуя развитию речи.

Массаж Су-Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

19 апреля 2023 в 10:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.