Макарова Ольга Константиновна,педагог дошкольного образования (воспитатель)
Проект «Сколько профессий и все хороши»Проект «Сколько профессий и все хороши»Ольга Макарова
Содержание 1.1 Актуальность выбранной темы проекта ….6 Глава 2 Этапы реализации проекта 2.1 1 этап подготовительный …. 9 2.2 2. этап основной, практический…. 13 2.3 3 этап заключительный …. 27 3 Работа с родителями по реализации проекта….29 Пояснительная записка Значительная часть труда взрослых протекает не на глазах детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков. Таким образом, ознакомление детей с трудом взрослых является сложным видом трудового воспитания дошкольников и поэтому требует специально организованной деятельности, которую можно организовать и провести методически правильно именно в условиях детского сада. Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т. д., широко используются потешки например: Ой, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг другу улыбаемся. стихи например как А. Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью, р. н. с «Репка» - трудовой коллективизм. Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения и др. Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы ис-пользовать стихи Б. Заходера: «Шофер» «Сапожник» Качу, лечу во весь опор. Мастер, мастер, Я сам - шофер. И сам - мотор. Помоги – прохудились сапоги. Нажимаю на педаль - Забивай покрепче И машина мчится вдаль! Гвозди - мы пойдем сегодня В гости! А. Кардашовой «Наш доктор», К. Чуковский «Айболит» (в отрывках) и др. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают. Также педагог может рассказать о враче детского сада. Они узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах. Работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкаль-ный работник, швея, прачка, воспитатель). Расширяется кругозор детей путем ознакомление: «Кем работают мамы и папы»; «О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчик, стюардесса и др., «О труде строителей» - маляр, каменщик и т. д. Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях становится педаго-гически значимым тогда, когда, объясняя содержание труда, воспитатель делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, через художественную литературу он знакомит детей с человеком определенной профессии. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика. Широко использовали произведения, рекомендованные программой М. А. Васильевой: Г. Сапгир «Садовник»; Б. Заходер «Портниха», «Строители». Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака- пожарника Кузьмы ("Пожар", почтальона ("Почта", С Михалкова- дяди Степы-милиционера и др. Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что "работа всякого нужна одинаково" и что "чего один не сделает – сделаем вместе". С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова «Светофор» (из книги «Что я видел»). Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им. Дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье. Рекомендуются рассказы: И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др. с большим интересом воспринимаются детьми. Эти рассказы посвящены одной теме — самоотверженному труду советских людей. Человек-труженик — главный герой этих рассказов — предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотверженность, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обяза-тельно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей. Большой интерес вызывают у дошкольников рассказы о космонавтах. Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе». У всех народов воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Рассматривая труд как моральный и воспитательный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», - говорят аварцы, «Друг сделал - телу легче, сам сделал - душе легче», - говорят лезгины и табасаранцы, труд является источником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», - говорят даргинцы. И в воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки. Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей. Пословицы о труде демонстрируют ребенку, что труд может спасти любого человека, ведь, без работы человек может остаться без куска хлеба. При этом, русские поговорки и пословицы о труде обращают внимание ребят на то, что недостаточно бездумно делать свою работу, необходимо ее любить. Любимая работа – всегда лучше, чем нелюбимая, надоевшая, которую не зря в народе называют – рутиной. В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Актуальность выбранной темы проекта Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО. 1 этап- Подготовительный Наименование образовательного учреждения МКДОУ АГО «Ачитский детский садик «Тополек» Название проекта : «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души» Тип проекта познавательно-практический По количеству участников: групповой По продолжительности: краткосрочный (1 неделя) Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатели и родители группы. Структура проекта : проблема не сформированности представлений детей о профессии своих родителей. Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов» -Что мы знаем? - все ответы, которые дали дети. -Что мы хотим узнать?- все ответы, которые дали дети. - С помощью чего узнаем? все, ответы которые дали дети. Проводится общее обсуждение с детьми и записываются все ответы детей после того как все дети выскажутся, воспитатель задает вопрос. «Как нам найти ответ на вопрос?» Цель проекта : Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы. Задачи проекта : • Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. • Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности. Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности. • Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей. • Расширять кругозор и познавательный интерес детей. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий. Условия реализации проекта. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям. Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи. Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей Планируемый результат Для детей: - наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей); - обеспечение активности ребенка в процессе его социализации; - понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей). - сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях; - пополнение лексики воспитанников; - умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр. Для родителей: - успешное взаимодействие со своими детьми; - повышение психолого-педагогических компетенций. - Для воспитателя: - создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта; - совместная работа с родителями по расширению знаний детей; - повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми. После завершения проекта дошкольники смогут : Узнавать и называть профессии и место работы родителей. Владеть обобщающим понятием «профессия». Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут. Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки. «Хочу знать кем работают мои родители!» (выбор профессий для ознакомления) Модель (метод) трех вопросов Что я знаю? Ответы детей (пример) Работа сотрудников д/с. -Название профессии сотрудника д/с. -Что делает? -Какую пользу он приносит своим трудом 1 Воспитатель, младший воспитатель, повар, прачка, дворник, заведующий д/с. 2 В-ль, учит нас, играет с нами. Мл в-ль убирает в помещении группы, кормит, помогает одеться. Повар варит нам еду Прачка, стирает белье. Дворник, подметает территорию д/с. Заведующая, управляет работниками д/с 3 От в-ля, мы получаем знания, из наблюдений за работой мл в-ля, повара, прачки, дворника, заведующего д/с. Мы узнаем о труде взрослых их работе и необходимости их труда. Что мы хотим узнать? Ответы детей (пример) Работа моих родителей -Кем и где трудятся мои родители? (Профессия производство или фирма0 Cотрудничество с родителями. -книжки малышки своими руками, рисунки, фотографии. «Профессия моих родителей». -Создание стенда «Наши профессии» 1 Моя мама- продавец она работает в магазине продает вещи. Мой папа -водитель автобуса помогает людям добраться до работы или домой, моя мама- учитель работает в школе, учит детей писать и считать, мой папа слесарь работает в ж к х следит за тем чтоб всегда была вода помогает устранять аварию. С помощью чего узнаем? Ответы детей (пример) От родителей, воспитателей. Экскурсий. Сюж- рол игры НОД (занятие) Чтение х/л о труде и людях труда. Я была у мамы на работе, я ездил с папой до зоопарка, мне мама рассказывала о школе и своей работе, дома мы с мамой наблюдали как папа менял кран на кухне, и рассказал о своей работе. План выполнения проекта Социально – Нравственное воспитание Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям (повар, полицейский, парикмахер, стоматолог, медицинская сестра). Рассказы о разных профессиях. Экскурсии с детьми по профильной ориентации. Познавательное развитие Знакомство с профессиями родителей. Встречи с интересными людьми. Речевое Развитие Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?» и другие. Беседы на тему «Какие профессии дети вы знаете?», «Кем работает мама, папа?», «Происхождение профессий», «Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?». Художественно-эстетическое развитие Изодеятельность (на темы «Кем я стану когда вырасту», «Кем работают мои родители»); прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям. Физическое развитие Развлечения, конкурсы (тематические). Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Кухня», «Парикмахерская», «Больница», «На перекрестке». Дидактические игры: «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Профессии». Работа с родителями Встречи с интересными людьми (родителями); рассказы родителей о своей профессии. Папка-передвижка «Профессии». Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для. 2 этап – основной, организационно-практический Реализация проекта «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души! Профессии моих родителей», через организацию различных видов деятельности детей и взрослых. Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о таких профессиях родителей, как повар, полицейский, стоматолог, медицинская сестра, парикмахер. Планирование по ФГОС Тема: «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» Перспективное планирование( 23.04. 2018-27.04.2018) – средняя группа Цель: Расширить круг знаний и представлений о некоторых профессиях (Повар, строитель, прачка, продавец и т. д) Итоговое мероприятие: Развлечение совместно с родителями «С папой и мамой спешим на помощь Федоре». Дни недели Образовательная деятельность в режимных моментах НОД (Непосредственная образовательная деятельность) Работа с родителями 1 день ПОНЕДЕЛЬНИК Первый день «Я пеку, пеку, пеку.» Знакомство с профессией «ПОВАР» Утро 1. Беседа о профессии повара. 2. Дид. игра «Что нужно для повара». 3. Лепка из пластилина «Угощение».(НОД) Рассматривание иллюстраций; Разучивание стихотворения «Повар». День 1. Игра – забава «Я пеку, пеку, пеку». Вечер 1. Чтение сказки «Пряничный домик». 2. Сюжетно - ролевая игра «Мы стряпухи». 3. Хороводная игра «Каравай». 2 день ВТОРНИК Второй день: Хорошо у нас в детском саду. 1. Дид. игра «Подбери слово». 2. Экскурсия в прачечную 3. Рисование На тему: «Украшение платочка». Папка передвижка «Хорошо у нас в детском саду!» День Наблюдение за маршрутным такси. Вечер 1. Чтение стихотворения «Портниха». 2. Сюжетно - ролевая игра «Прачечная» 3. Музыкальная игра «Мы платочки постираем». 3 день СРЕДА Третий день: Игрушечный магазин. Утро 1. Дид. игра «Какие игрушки?». 2. Артикул-ная гимнастика «Повтори за игрушкой». . 3. Аппликация «Магазин игрушек». (НОД) День 1. Игра – забава «Игрушечный магазин» 2. Целевая экскурсия в магазин. Вечер 1. Чтение рассказа «Магазин игрушек». 2 Подвижная игра «Покати мяч 3. Сюжетно - ролевая игра «В магазине игрушек» Четвё ртый день: Строим дом. Утро 1. Беседа о профессии строителя. 2. Настольные игры «Мозаика», «Конструктор». День 1. Игра – забава «Строим дом». Вечер 1. Чтение стихотворения «Строители». 2. Игры со строительным материалом «Многоэтажный дом». 3. Сенсорная игра «Составь до 20 ноября 2022 в 11:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.