Макарова Ольга Константиновна,педагог дошкольного образования (воспитатель)

Проект «Сколько профессий и все хороши»

Проект «Сколько профессий и все хороши»

Ольга Макарова
Проект «Сколько профессий и все хороши»

Содержание

1.1 Актуальность выбранной темы проекта ….6

Глава 2

Этапы реализации проекта

2.1 1 этап подготовительный …. 9

2.2 2. этап основной, практический…. 13

2.3 3 этап заключительный …. 27

3 Работа с родителями по реализации проекта….29

Пояснительная записка

Значительная часть труда взрослых протекает не на глазах детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков.

Таким образом, ознакомление детей с трудом взрослых является сложным видом трудового воспитания дошкольников и поэтому требует специально организованной деятельности, которую можно организовать и провести методически правильно именно в условиях детского сада.

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т. д., широко используются потешки например:

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

стихи например как А. Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью, р. н. с «Репка» - трудовой коллективизм.

Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения и др. Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы ис-пользовать стихи Б. Заходера:

«Шофер» «Сапожник»

Качу, лечу во весь опор. Мастер, мастер,

Я сам - шофер. И сам - мотор. Помоги – прохудились сапоги.

Нажимаю на педаль - Забивай покрепче

И машина мчится вдаль! Гвозди - мы пойдем сегодня

В гости!

А. Кардашовой «Наш доктор», К. Чуковский «Айболит» (в отрывках) и др. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают. Также педагог может рассказать о враче детского сада. Они узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах. Работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкаль-ный работник, швея, прачка, воспитатель). Расширяется кругозор детей путем ознакомление: «Кем работают мамы и папы»«О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчик, стюардесса и др., «О труде строителей» - маляр, каменщик и т. д. Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях становится педаго-гически значимым тогда, когда, объясняя содержание труда,

воспитатель делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, через художественную литературу он знакомит детей с человеком определенной профессии. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика. Широко использовали произведения, рекомендованные программой М. А. Васильевой: Г. Сапгир «Садовник»; Б. Заходер «Портниха»«Строители». Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака- пожарника Кузьмы ("Пожар", почтальона ("Почта", С Михалкова- дяди Степы-милиционера и др. Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что "работа всякого нужна одинаково" и что "чего один не сделает – сделаем вместе". С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова «Светофор» (из книги «Что я видел»). Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им. Дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье. Рекомендуются рассказы: И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине»«Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др. с большим интересом воспринимаются детьми. Эти рассказы посвящены одной теме — самоотверженному труду советских людей. Человек-труженик — главный герой этих рассказов — предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли,

самоотверженность, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обяза-тельно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей. Большой интерес вызывают у дошкольников рассказы о космонавтах. Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе». У всех народов воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Рассматривая труд как моральный и воспитательный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», - говорят аварцы, «Друг сделал - телу легче, сам сделал - душе легче», - говорят лезгины и табасаранцы, труд является источником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», - говорят даргинцы. И в воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки. Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.

Пословицы о труде демонстрируют ребенку, что труд может спасти любого человека, ведь, без работы человек может остаться без куска хлеба.

При этом, русские поговорки и пословицы о труде обращают внимание ребят на то, что недостаточно бездумно делать свою работу, необходимо ее любить. Любимая работа – всегда лучше, чем нелюбимая, надоевшая, которую не зря в народе называют – рутиной. В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Актуальность выбранной темы проекта

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых.

В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО.

1 этап- Подготовительный

Наименование образовательного учреждения МКДОУ АГО «Ачитский детский садик «Тополек»

Название проекта : «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души»

Тип проекта познавательно-практический

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатели и родители группы.

Структура проекта : проблема не сформированности представлений детей о профессии своих родителей.

Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов»

-Что мы знаем? - все ответы, которые дали дети.

-Что мы хотим узнать?- все ответы, которые дали дети.

- С помощью чего узнаем? все, ответы которые дали дети.

Проводится общее обсуждение с детьми и записываются все ответы детей после того как все дети выскажутся, воспитатель задает вопрос. «Как нам найти ответ на вопрос?»

Цель проекта :

Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта :

• Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

• Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.

Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

• Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.

• Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Условия реализации проекта.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей

Планируемый результат

Для детей:

- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

- пополнение лексики воспитанников;

- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

- успешное взаимодействие со своими детьми;

- повышение психолого-педагогических компетенций.

- Для воспитателя:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

После завершения проекта дошкольники смогут :

Узнавать и называть профессии и место работы родителей.

Владеть обобщающим понятием «профессия».

Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.

Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.

«Хочу знать

кем работают мои родители!»

(выбор профессий для ознакомления)

Модель (метод) трех вопросов

Что я знаю? Ответы детей (пример)

Работа сотрудников д/с.

-Название профессии сотрудника д/с.

-Что делает?

-Какую пользу он приносит своим трудом

1 Воспитатель, младший воспитатель, повар, прачка, дворник, заведующий д/с.

2 В-ль, учит нас, играет с нами. Мл в-ль убирает в помещении группы, кормит, помогает одеться. Повар варит нам еду Прачка, стирает белье. Дворник, подметает территорию д/с. Заведующая, управляет работниками д/с

3 От в-ля, мы получаем знания, из наблюдений за работой мл в-ля, повара, прачки, дворника, заведующего д/с. Мы узнаем о труде взрослых их работе и необходимости их труда.

Что мы хотим узнать? Ответы детей (пример)

Работа моих родителей

-Кем и где трудятся мои родители? (Профессия производство или фирма0

Cотрудничество с родителями. -книжки малышки своими руками, рисунки, фотографии. «Профессия моих родителей».

-Создание стенда «Наши профессии» 1 Моя мама- продавец она работает в магазине продает вещи. Мой папа -водитель автобуса помогает людям добраться до работы или домой, моя мама- учитель работает в школе, учит детей писать и считать, мой папа слесарь работает в ж к х следит за тем чтоб всегда была вода помогает устранять аварию.

С помощью чего узнаем? Ответы детей (пример)

От родителей, воспитателей.

Экскурсий.

Сюж- рол игры

НОД (занятие)

Чтение х/л о труде и людях труда. Я была у мамы на работе, я ездил с папой до зоопарка, мне мама рассказывала о школе и своей работе, дома мы с мамой наблюдали как папа менял кран на кухне, и рассказал о своей работе.

План выполнения проекта

Социально –

Нравственное

воспитание Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям (повар, полицейский, парикмахер, стоматолог, медицинская сестра).

Рассказы о разных профессиях.

Экскурсии с детьми по профильной ориентации.

Познавательное развитие Знакомство с профессиями родителей.

Встречи с интересными людьми.

Речевое

Развитие Чтение художественной литературы:

Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?»«Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?» и другие.

Беседы на тему «Какие профессии дети вы знаете«Кем работает мама, папа?»«Происхождение профессий»«Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?».

Художественно-эстетическое развитие Изодеятельность (на темы «Кем я стану когда вырасту»«Кем работают мои родители»); прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.

Физическое

развитие Развлечения, конкурсы (тематические).

Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Кухня»«Парикмахерская»«Больница»«На перекрестке».

Дидактические игры: «Кем быть»«Кому что нужно для работы»«Профессии».

Работа с родителями Встречи с интересными людьми (родителями); рассказы родителей о своей профессии.

Папка-передвижка «Профессии».

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для.

2 этап – основной, организационно-практический

Реализация проекта «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души! Профессии моих родителей», через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о таких профессиях родителей, как повар, полицейский, стоматолог, медицинская сестра, парикмахер.

Планирование по ФГОС Тема: «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!»

Перспективное планирование( 23.04. 2018-27.04.2018) – средняя группа Цель: Расширить круг знаний и представлений о некоторых профессиях (Повар, строитель, прачка, продавец и т. д) Итоговое мероприятие: Развлечение совместно с родителями «С папой и мамой спешим на помощь Федоре».

Дни недели Образовательная деятельность в режимных моментах

НОД (Непосредственная образовательная деятельность) Работа с родителями

1 день

ПОНЕДЕЛЬНИК

Первый день «Я пеку, пеку, пеку.»

Знакомство с профессией «ПОВАР»

Утро

1. Беседа о профессии повара.

2. Дид. игра «Что нужно для повара».

3. Лепка из пластилина «Угощение».(НОД)

Рассматривание иллюстраций;

Разучивание стихотворения «Повар».

День

1. Игра – забава «Я пеку, пеку, пеку».

Вечер

1. Чтение сказки «Пряничный домик».

2. Сюжетно - ролевая игра «Мы стряпухи».

3. Хороводная игра «Каравай».

2 день

ВТОРНИК

Второй день: Хорошо у нас в детском саду.

1. Дид. игра «Подбери слово».

2. Экскурсия в прачечную

3. Рисование На тему: «Украшение платочка».

Папка передвижка

«Хорошо у нас в детском саду!»

День

Наблюдение за маршрутным такси.

Вечер

1. Чтение стихотворения «Портниха».

2. Сюжетно - ролевая игра «Прачечная»

3. Музыкальная игра «Мы платочки постираем».

3 день

СРЕДА

Третий день: Игрушечный магазин. Утро

1. Дид. игра «Какие игрушки?».

2. Артикул-ная гимнастика «Повтори за игрушкой».

. 3. Аппликация «Магазин игрушек»(НОД)

День

1. Игра – забава «Игрушечный магазин»

2. Целевая экскурсия в магазин.

Вечер

1. Чтение рассказа «Магазин игрушек».

2 Подвижная игра «Покати мяч

3. Сюжетно - ролевая игра «В магазине игрушек»

Четвё ртый день:

Строим дом. Утро

1. Беседа о профессии строителя.

2. Настольные игры «Мозаика»«Конструктор».

День

1. Игра – забава «Строим дом».

Вечер

1. Чтение стихотворения «Строители».

2. Игры со строительным материалом «Многоэтажный дом».

3. Сенсорная игра «Составь до

20 ноября 2022 в 11:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.