Макарова Ольга Константиновна,педагог дошкольного образования (воспитатель)

Мини- музей « Школа минувших дней»

«С чего начинается Родина?..»  Школа… Родная школа… Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо.

Предметом изучения большой истории всегда является судьба народа и государства на каком-то этапе своего существования. Пишут такую историю известные и именитые профессора, ученые, исследователи. Но есть другая история – история края или города, которая близка и понятна человеку, живущему в этом самом крае или городе. Пишут ее местные краеведы, собирают по частицам воспоминаний, по материалам интервью и газетным публикациям.

У каждого человека есть место, где он родился и вырос, где получил первое напутствие от родителей и учителей, откуда сделал первые шаги в большую жизнь, где живут и трудятся на протяжении нескольких поколений его родные. Это близкое и родное место зовется малой родиной. Именно с ней у нас  связаны самые радостные, самые теплые воспоминания. И где бы мы ни были, куда бы нас не забросила потом судьба, мы всегда будем  помнить о ней.  Нас всегда будет тянуть сюда... Родину надо любить. И до тех пор, пока ты помнишь об этом, ты - Человек!

Проблема: малая изученность истории школы учениками, нехватка достаточных знаний школьников и их родителей об истории школы, об этапах развития школы, о людях, которые внесли большой вклад в развитии школьного образования.

Цель: расширение знаний обучающихся об истории школы через создание экспозиции в дошкольном мини-музее (знакомство детей дошкольного возраста  с ее историей, посредством создания исторической экспозиции в мини- музее)

Исходя из  цели, можно поставить следующие задачи:

Задачи:  

1. Теоретический анализ проблемы.

2. Поиск и систематизация информации об истории школы.

3. Сбор исторических материалов,  предметов, иллюстрирующих историю школы.

4. Создание экспозиции в мини- музее об истории школы.

5. Организация и проведение экскурсий в мини-музее для детей, их родителей.

Предмет: историческая экспозиция музея школы.

Новизна изучаемой проблемы состоит в том, что мы занимались сбором и систематизацией данных по истории школы, дополнили ту информацию, которая имелась об образовательном учреждении.

Ожидаемые результаты: повышение уровня знаний у дошкольников о истории школысоздание экскурсий и экспозиций  по данной теме в мини- музее (обеспечение занятости детей).

Школы древней Руси

В первобытное общество школ не было. Тогда были учителя, которые, не имея представления ни о какой грамоте, давали детям знания о правилах жизни. Детей учили правилам приветствия. В одних племенах при виде чужаков садились на корточки, в других – снимали головные уборы, в третьих – тёрлись носами или протягивали руку открытой ладонью вверх. Мальчиков обучали искусству охоты и ведению войны, а девочек – готовить пищу и шить одежду. Существовал даже “выпускной экзамен”.

Во времена Древней и Московской Руси дети учились у своих родителей, старших братьев и сестёр умению трудиться, умению проявлять уважение к старшим и о том, как заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Так дети учились в то время, не зная грамоты и не имея книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.

До 10 века на Руси школ не было. На Руси учебные заведения назывались училищами: слово школа вошло в обиход, начиная с 14 века. Уже в первой половине 11 века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.

Русская школа 17 века

Оказывается, раньше писали на дощечках, залитых воском, потому что не было бумаги. А Азбука была совсем другая, не такая как у нас. На коре писать было не легко. Чтобы выбить одну букву, требовалось много времени . Раньше не было карандашей, а было писало. Дети писали на коре, и буквы были другие. А еще детей наказывали, ставили на горох.

Летописец записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал. События одного года назывались статьёй.

Читать древнюю рукописную книгу трудно. В ней почти нет знаков препинания: точек, запятых, восклицательных знаков и т.д. Писцы не делали и пропусков между словами, иногда они сокращали слова: писали только согласные, а гласные пропускали. Расшифруйте это предложение: КНГЛЧШЙПДРК. Здесь написано: “Книга лучший подарок”.

Сейчас мы в нашей уютной школе изучаем эти литературные памятники и удивляемся разным событиям. А как же раньше выглядела школа? Учёные считают, что первые школы на Руси были открыты в X веке и связано это с указом князя Владимира. В летописи “Повести временных лет” сказано: “Князь Владимир посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное”. Это произошло в 988 году.

И в старину учились дети”

И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк,
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол,
И учились для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из Гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинным:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкой в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей,
О литовцах, о татарах,
И о Родине своей.

Так представляется школа Древней Руси.

Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

Есть такое растение – папирус. Растёт оно в Африке по берегам рек и болот. Вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. Из его коры делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов делали корабли. Прославился папирус тем, что на нём писали первые книги. Было это свыше шести тысяч лет назад.

Сердцевину тростника папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, которые склеивали в длинный-предлинный свиток. Так появились книги-свитки.

На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или жёлтой. На пергаменте писали чётко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нём никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.

Россия XVI века. Первым выпустил печатную книгу Иван Фёдоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок.

Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Фёдорову. Так на Никольской площади в Москве появился Печатный двор с первой типографией. Первая книга, которую создал Иван Фёдоров, называлась “Апостол”. Она была напечатана в 2564 году, вторая книга “Часовник” – в 1565 году. Иван Фёдоров является создателем46dcd4c9d1b90ead6cf4aa6049ad59a7.jpg

Дети 100 лет назад

Сто лет назад школы были очень разные. Детей не носили униформу. Дети научились читать, писать и изучили математику. Они использовали для записи на досках белый мел.

Маленькие дети научились писать на песке, насыпанном в лотке. Когда они были старше, дети научилась писать ручкой и чернилами. Они не имеют ручки или карандаши как дети сегодня. Они не имеют много книг, потому что они были очень дорогими. Дети сидели на стойках, расположенных в ряд. Столы каждый имел чернильницу и паз для поддержания пера.764f86c50e0bcaff897d591efb5634d5.jpg

Некоторые дети должны были пройти милю или больше, чтобы добраться до школы. Не существовали школьные обеды. Дети ходили кушать домой, но дети, которые жили слишком далеко приносили обеды в школу. Зимой дети сидели вокруг огня. Можете увидеть мебель школы в старые времена. Существовали без ламп, только свечи в подсвечниках. Начало и конец урока был объявлен колокольчиком.

Там было три класса: один для маленьких детей, один для среднего класса и большой зал для старейших детей. 

Путешествие в прошлое

Краткая информация об истории Ачитской школы  того времени.

Создание школы в Ачите
К началу века ХХ-го в селении нашем была церковно-приходская школа с 3-годичным сроком обучения.
Начальной опорной школой первой ступени (четырёхгодичная) она стала называться с образованием Советского государства... С 1924 года, по приезде в Ачит, Анна Захаровна Ситникова (Пихтовникова) была этой школы заведующая.
Несколько позднее прибыли учительницы Вера Николаевна Мартьянова, Тамара Петровна Федотова (Полыгалова), Анна Александровна Вилеженина.
...В тот год, когда в Стране Советов наступил коренной переход от единоличного землепользования к артельному крупному земледелию, когда деревня вплотную приступила к ликвидации своей неграмотности, и Ачитская пожилая крестьянка заплакала от радости, что вот теперь она умеет читать, в тот самый "Год великого перелома" (выражение И.В. Сталина) и было положено начало средней школы в Ачите. Набран один пятый класс. На другой год уже два пятых и шестой. Здания для новой школы (она стала называться ШКМ-школа колхозной молодёжи) в тогдашнем Ачите не было. ШКМ была временно переведена в Новое Село, оно тогда входило в состав Ачитского района.
Заведующим школой был утверждён молодой коммунист Георгий Матвеевич Русинов. Педколлектив преимущественно комсомольцы: З.Мелехова, Е.Шельпякова, К. Зюбан, А.Вилеженина, Махровская, Калашников и пишущий эти строки. Просвещенцы-общественники, они участвовали в организационно-хозяйственном укреплении колхоза, обучали неграмотных, вели кружки в клубе.

Все учащиеся средней школы были одеты в форму.

Мальчики: Белая рубашка, красный галстук пионера, темно синие брюки и пиджак, черные туфли.

Девочки: Коричневое платье, чулки, легкие ботинки, фартук белый /черный.97da806e5f448d9de92a1ee0bcfa5e51.jpg

  Создание экспозиции в мини-музее об истории школы минувших дней735495dee2e072a4953990dab1d77289.jpg

В мини- музее хранится  не большое количество предметов, исторических материалов, фотографий, иллюстрирующих историю школы, благодаря которым, создана интересная экспозиция. Фотографии разных лет. Мы можем окунуться в разные периоды деятельности образовательного учреждения.ee02aacbfea8ea2763e733703899e7e9.jpg

Формирования музея  помогали родители нашего детского сада . "Все, что представлено здесь, хранилось в семьях. Родители  приносили  школьные предметы школьную форму , Все это наша история и культура, которую мы сохраняем для молодого поколения".1e57fc228b03e892c064a7fbdf8004f0.jpgddd489814f51e5f57cb18163bfa75f3c.jpgbd3272346616bec5f6deff54325438b8.jpg

Для родителей  и детей были изготовлены интересные альбомы о минувших лет школы.

c461495dfbed42c6752bf053fc68213a.jpgb7f34b79bbf616d60ea98351a773e901.jpg
24 января 2022 в 15:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.